Экологическая экспертиза

В последние годы наблюдается устойчивый рост количества экологических правонарушений. К факторам, снижающим эффективность совместной деятельности правоохранительных и природоохранных органов, относится недостаточный уровень использования специальных знаний в области экологии и смежных естественных наук при выявлении и рассмотрении экологических правонарушений в целях установления фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.
В качестве эффективного решения этой проблемы развивается судебно-экологическая экспертиза – новое направление судебно-экспертных исследований.

ЗАДАЧИ СУДЕБНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В широком смысле экспертиза – это любое исследование, проводимое сведущим лицом для ответа на вопросы, требующие специальных знаний (прежде всего научных, профессиональных, опытных) в государственных и негосударственных учреждениях.
Особенности назначения и производства судебной экспертизы регламентированы УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ и Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ о ГСЭД).

К общим задачам судебно-экологической экспертизы относятся:
- определение вида и местоположения источника негативного антропогенного воздействия;
- характеристика негативного антропогенного воздействия на окружающую среду во времени и пространстве;
- установление механизма негативного антропогенного воздействия;
- определение масштабов, а также выявление условий и обстоятельств, способствующих усилению негативного антропогенного воздействия;
-установление обстоятельств, связанных с нарушением природоохранного законодательства, условий эксплуатации потенциально опасных объектов и действиями (бездействием) специально уполномоченных лиц в области охраны окружающей среды и природопользования, которые способствовали причинению вреда здоровью человека (смерти человека) или иных тяжких последствий.
Объектами исследований являются локальный земельный участок, где обнаружены признаки негативного антропогенного воздействия; пробы атмосферного воздуха, воды, почвы, отобранные в пределах антропогенно-нарушенного объекта окружающей среды; образцы флоры и фауны, подвергшиеся негативному антропогенному воздействию; механизмы, оборудование или детали с места, где произошло рассматриваемое событие; сведения из технической документации и актов проверки экологического состояния объектов; результаты обследования объектов окружающей среды санитарно-эпидемиологическими, природоохранными и иными специально уполномоченными органами.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ СУДЕБНЫМ ЭКСПЕРТОМ-ЭКОЛОГОМ

В Российском федеральном центре судебных экспертиз (РФЦСЭ) при Минюсте России создан отдел судебно-экологической экспертизы. В соответствии с приказом Минюста России от 12 сентября 2005 г. № 169 судебно-экологическая экспертиза определена самостоятельным родом судебных экспертиз, который в настоящее время разделен на следующие виды: исследование экологического состояния объектов почвенно-геологического происхождения; исследование экологического состояния естественных и искусственных биоценозов и исследование радиационной обстановки.
Государственными судебными экспертами в области судебно-экологической экспертизы могут быть специалисты, имеющие высшее экологическое, биологическое, географическое, почвенно-агрохимическое или техническое образование, прошедшие специальную подготовку, получившие свидетельство о праве самостоятельного производства экспертизы по экспертным экологическим специальностям и специализирующиеся в области исследования различных ее компонентов в целях отправления правосудия.
Поскольку судебные экспертизы проводятся экспертами соответствующих экспертных учреждений либо иными специалистами, назначенными следователем или дознавателем, прокурором, судом, то действующее законодательство предусматривает производство судебной экспертизы как государственными, так и негосударственными судебно-экспертными учреждениями. В настоящее время основная доля экспертиз, связанных с необходимостью установления фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, выполняется сотрудниками учреждений или негосударственными судебными экспертами.
Часто для производства данных экспертиз привлекаются сотрудники специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды.
Основные отличия судебно-экологической экспертизы от государственной экологической экспертизы заключаются в объектах, субъектах, предмете и задачах. Производство государственной экологической экспертизы в соответствии со ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливает соответствие планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологического законодательства. Порядок проведения государственной экологической экспертизы регламентируется соответствующим положением. Производство судебно-экологической экспертизы осуществляется в соответствии с процессуальным законодательством и ФЗ о ГСЭД, связано с судопроизводством и требует использования специальных знаний в области экологии и смежных естественных наук для установления фактических обстоятельств рассматриваемого события.    

Для повышения качества судебных экспертиз, выполняемых негосударственными судебными экспертами, при специальной подготовке экспертов (независимо от места работы) следует использовать программы, разработанные и утвержденные Минюстом России, а при производстве экспертиз применять экспертные методики, внесенные в Реестр методического обеспечения судебной экспертизы (далее – Реестр). В экспертных заключениях, в том числе выполненных негосударственными судебными экспертами, рекомендуется ссылаться на регистрационный номер экспертной методики в Реестре. Решение данной проблемы весьма актуально в случае возникновения спорных моментов при производстве дополнительных или повторных экспертиз.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ

В последние годы актуальным является исследование экологического состояния объектов городской среды. В соответствии с Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» осуществляется постоянный контроль качества окружающей среды в городах и иных населенных пунктах
Городская среда подвергается воздействию многочисленных негативных процессов природного и антропогенного характера. Среди них следует выделить загрязнение объектов городской среды экологически опасными веществами, повышение уровня вредного физического воздействия, в том числе шумового, вибрационного, электромагнитного, уменьшение озеленненности территории, увеличение площади антропогенно-нарушенных земель, нарушение водного баланса (подтопление или иссушение). Объекты городской среды подвергаются одновременному воздействию нескольких негативных процессов, что часто приводит к усилению последствий в результате их взаимодействия.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам охраны и оздоровления городской среды, а также решению проблем обеспечения эколого-технологической и антитеррористической безопасности. Тем не менее, следует констатировать, что реализация комплекса мероприятий (в том числе использование высокоэффективных газа- и пылеулавливающих устройств, применение безотходных технологий, переход на экологически чистые виды топлива, озеленение территории) не всегда приводит к желаемому результату. Несмотря на законодательное обеспечение учета экологических требований при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции объектов городской среды, в большинстве населенных пунктов отмечается превышающее установленные нормы негативное антропогенное воздействие транспорта, промышленных и жилищно-коммунальных предприятий на объекты городской среды. Актуально решение проблем загрязнения окружающей среды отходами жизнедеятельности и бытовым мусором. Решение вышеуказанных задач свидетельствует о необходимости формирования самостоятельного направления судебно-экологических исследований, а именно судебно-экологической экспертизы объектов городской среды.

Судебно-экологическая экспертиза – это практическая деятельность, состоящая в исследовании негативного антропогенного воздействия на конкретные (локальные) объекты окружающей среды и осуществляемая в процессе уголовного, гражданского и административного судопроизводства.
Судебно-экологическая экспертиза позволяет установить важные фактические обстоятельства экологических правонарушений. Поэтому если Вас беспокоит, например, существенное ухудшение состояния деревьев в сквере, радиационная обстановка на объекте строительства, качество воздуха во дворе, несанкционированная свалка на близлежащем земельном участке и вы готовы подать исковое заявление в суд, то в этом случае понадобится помощь судебных экспертов-экологов, которые проведут все необходимые экологические исследования.
Судебными экспертами-экологами не рождаются, ими становятся. Причем обучение экспертов включает не только теоретический курс, но и практические занятия по осмотру участков в целях выявления признаков негативного антропогенного воздействия.
Будущие судебные эксперты-экологи учатся правильно отбирать образцы (пробы) и работать с материалами, полученными при обследовании объектов окружающей среды.
Предмет судебно-экологической экспертизы городской среды – фактические обстоятельства, свидетельствующие о негативном антропогенном воздействии на конкретные объекты городской среды, в том числе здания, сооружения и функционально связанные с ними территории, которые устанавливаются на основе использования специальных знаний в области экологии и смежных наук в процессе уголовного, гражданского и административного судопроизводства.
Решение экспертных задач подразумевает участие экспертов разных специальностей. В этой связи судебно-экологическая экспертиза, как правило, носит комплексный характер и проводится разными экспертными специалистами, формулирующими общий вывод.
Экспертная специальность – это фактическая область специальных знаний, которыми владеет данный судебный эксперт.
В соответствии с действующим законодательством комплексной является судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, формулирующих общий вывод. При возникновении разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, оформляет отдельное заключение. Проведение комплексной экспертизы регламентируется ст. 201 УПК РФ, ст. 82 ГПК РФ, ст. 85 АПК РФ и ст. 23 ФЗ о ГСЭД.